Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Экскурсия "160 секунд героического подвига - ценою в жизнь."

Дата: 17 июля 2022 в 23:02

24 июля 1992года военный летчик Военно-воздушных Сил, наш земляк подполковник Виктор Оськин совершил в небе Беларуси подвиг, за который он первым в истории Дальней авиации был удостоен звания Героя Российской Федерации. Он носил бы Золотую звезду под номером 10, но, увы... Летчик погиб, а его Звезда лишь напоминание о том, какой трагедии удалось избежать белорусскому городу Гомелю благодаря мужеству и самоотверженности военного пилота.

Трагедия, разыгравшаяся в небе над Новобелицей 24 июля 1992 года, стала неотъемлемой частью истории нашего города, нашего населенного пункта Зябровка, на территории которого располагался военный аэродром дальней авиации, базировался военный 290 авиационный полк, в котором служили наши отцы и деды. К сожалению, сегодня не все знают имя летчика Оськина Виктора Семеновича, жившего и служившего в военном городке, ценой собственной жизни спасшего город Гомель и наш населенный пункт Зябровка от разрушений и человеческих жертв. Такие люди как подполковник Оськин, достойны того, чтобы о них рассказывали и писали.

Мальчишки мечтают о небе, мальчишки мечтают о море. Мальчишки хотят быть мужественными и смелыми. Однако для многих мечта остается мечтой. Не из каждого мальчишки вырастает настоящий мужчина. Мечтал о небе и мальчишка из российской глубинки Витя Оськин. Эта мечта была очень сильной. Витя Оськин был целеустремленным и настойчивым парнем. Он шел к своей цели уверенно и твердо.

Родился Виктор в селе Успено-Раевка Курской области 1 декабря 1952 году, с золотой медалью окончил школу. С первого захода стал курсантом Тамбовского высшего военного училища имени Марины Расковой. Был отличником училища: за четыре года - ни одной четверки! Золотая медаль, диплом с отличием и фамилия на мраморной доске золотых медалистов -так заканчивали летные училища единицы, избранные небом и Богом, среди них был и Виктор Оськин.

После окончания училища получил назначение на должность помощника командира тяжелого бомбардировщика ТУ- 16 в один из лучших полков в Дальней авиации - элитный 184-й гвардейский Полтавско-Берлинский Краснознаменный бомбардировочный полк 13-й бомбардировочной дивизии, базировавшейся в украинских Прилуках. Уже через полтора года командование направило Виктора на курсы командиров Ту-16 в Дягилево, а после их окончания - в 200-й гвардейский, тяжелый бомбардировочный полк в Бобруйск. В 1978 году перспективному летчику предложили пересесть из старичка Ту-16 в кабину сверхзвукового громовержца Ту-22. Переучивался Виктор сначала в Мачулищах, а затем в 290- отдельном дальнем разведывательном полку на аэродроме Зябровка, что под Гомелем. За успехи в летном деле досрочно получил звание капитана. Знаменитый Зябровский 290-й ОДРАП стал для него родным на долгие годы. Здесь, в Гомельском небе, он прошел все свои летные университеты: от командира отряда до заместителя командира полка. Отсюда, из Зябровки, уехал поступать в Военно-воздушную академию имени Ю.Гагарина. Поступил, блестяще закончил и получил золотую медаль! После окончания Академии снова вернулся в Зябровский полк. Все эти годы, в клочья, разрывая грохотом турбореактивных двигателей гомельское небо, он уходил на своем Ту-22 в стратосферную высь для выполнения учебно-боевых задач. Уходил, чтобы вернуться. Четырнадцать лет отлетал на Зябровском аэродроме, осваивая «ревущего зверя».

Виктор Семенович Оськин, стал здесь настоящим летчиком-асом. Ему везло: безаварийно налетать на капризном Ту-22 почти 1200 часов удавалось далеко не каждому. Этот самолет был самым коварным. Самолет был безжалостным носителем множества дефектов и отказов, он имел среди авиаторов дурную славу. Почти каждый пятый из 311 построенных на Казанском авиазаводе самолетов марки: Ту -22 закончил свою летную жизнь серьезной поломкой, аварией, катастрофой. В одном из полетов на самолете Виктора Оськина лопнула трубка топливопровода и фюзеляж начало заливать керосином. Когда он посадил ракетоносец, топливо не текло, а хлестало из всех щелей. Ему чудом удалось посадить машину.

В конце ноября 1990 года подполковник Оськин был назначен на должность старшего летчика-инструктора отдела анализа и предупреждения летных происшествий в альма-матер летчиков Дальней авиации-43-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава в Дягилево. Уезжал с грустью. В Беларуси оставалась семья. В Зябровку приезжал только с проверками, на полеты и редко на выходные дни.

Тот день, 24 июля 1992 года ничем не отличался в жизни авиационной части. Подполковник Виктор Семенович Оськин ожидал очередной полет. Задание у экипажа ракетоносца Ту-22 было самое что ни на есть простое -полет по кругу, проход над точкой и посадка. Перед полетом самолет заправили 18 000 кг керосина, 144 литрами масла и 35 литрами бензина Б-70 и 202литрами спиртоводяной смеси. Махина с бортовым номером 30, высотой 10, длиной 41 и размахом крыльев 24 метра, весом 65000 кг, покачиваясь на стыках бетонной полосы, покатилась по рулежной дорожке. Взлет выполнялся в сторону Гомеля, с последующим разворотом на дальности 22 км и обходом города в направлении Кажан. Небо было ясным и безоблачным. Земля готовилась через 25 минут встретить самолет с полета. Только это время оказалось в десять раз короче...

Гомель, военный городок Зябровка жили привычной жизнью. Был конец рабочей недели, люди спешили домой, на дачи за город, во дворах копошилась детвора, по улицам сновали машины. На гром набирающих высоту ракетоносцев особого внимания не обращали. Привыкли. Аэродром рядом с домами, огородами был не первый год. Свою историю Зябровский гарнизон отсчитывал с 1953 года. И только мальчишки, юные романтики неба, не пропускали ни один самолет. Они первыми увидели страшную картину - прямо на жилые кварталы почти беззвучно падал горящий самолет. Ужас застыл в детских глазах...

Бортовая контрольно-записывающая аппаратура с беспристрастной точностью зафиксировала 160 секунд подвига экипажа.

17часов 00 минут 23 секунды. Первый тревожный сигнал. Температура газов у двигателей отличается. У правого-600, у левого-500. Да, это тот самый роковой правый двигатель, который и станет причиной катастрофы.

17 часов ООминут 38 секунд. Штурман начал отсчет нарастающей скорости: «150,200,250,300,320,340,360,380...» Взлет.

17 часов 01 минута 38 секунд. Высота 900 метров. Скорость 450 км/час. И вдруг толчок, крен на правый бок. Загорелось аварийное табло: «Пожар левого двигателя», через секунду - «Пожар задних баков». Самолет уже находился над окраиной Гомеля - Новобелицей.

17 часов 02 минуты 16 секунд командир корабля выключает левый двигатель, как это и положено по инструкции. Но ... в этот момент горел правый двигатель: его разрушающиеся на куски лопатки перебили проводку сигнализации, спровоцировав ее ложное срабатывание. Все попытки экипажа увеличить скорость ни к чему не привели. О пожаре правого двигателя аварийное табло по-прежнему молчало.

17 часов 02 минуты 44 секунды.

Оськин начинает отворачивать самолет от города.

17 часов 02 минуты 49 секунд. Штурман ведет отсчет высоты и скорости: «Высота 800, 700, скорость 400...».

17 часов 03 минуты 05 секунд. Оськин понимает, отчего не растет скорость: «Оба (двигателя) выключились.» страшную догадку подтвердил штурман: «Нет напряжения на обоих генераторах!» на эту ситуацию мгновенно откликается командир корабля Степченков: «Экипажу катапультироваться», но его останавливает голос старшего на борту подполковника Оськина: «Минутку!»

17 часов 03 минуты 12 секунд. Штурман: «Высота 400, скорость 500м. Оськин : «Покинуть я покажу вам где».

Район полетов за годы службы в Зябровке он изучил, как свои пять пальцев. Город закончился, но впереди был дачный поселок, железнодорожная станция и база горючего с огромными запасами топлива. Слева от штурвала, по циферблату «будильника» - указателя высоты - он увидел, как быстро приближается земля...

В эти сжатые до предела секунды у каждого была своя задача, и экипаж мужественно делал свое дело. Силы самолета таяли. Отчего он становился все менее послушным. Высота стремительно приближалась к критической отметке 350 метров, за которой в силу конструкции самолета - летчики катапультируются вниз - безопасное покидание самолета уже невозможно. Самолет почти не имел поступательной скорости и падал плашмя. До последнего мгновения экипаж каким-то чудом удерживал практически неуправляемую машину, не давал ей свалиться на крыло. Земля ничем помочь не могла. Сразу, как только пропало напряжение бортовой сети, связь с ней пропала.

17 часов 03 минуты 16 секунд. Командир корабля Степченков понимает, что тают последние метры спасительной высоты: «Семеныч, катапультируйся, давай, Семеныч...».

17 часов 03 минуты 23 секунды. «Давай, давай, давай, покидай...», -были последние слова Виктора Оськина.

Вспыхнул один купол парашюта, почти у самой земли второй... Себе Виктор спасительной высоты не оставил. Виктор Семенович видел свою смерть, став в одно мгновение седым. Он упал в лесу, у белоствольной тоненькой березки, удар о землю был страшным, не выдержал даже кожаный брючный ремень, лопнувший в нескольких местах ... В метрах двухстах от него рухнул уставший, обессиливший от борьбы с огнем и обезумевшим двигателем ракетоносец. Самолет упал в 96 метрах от железной дороги и в 400 метрах от склада с горючим. При ударе о землю самолет полностью разрушился и практически полностью сгорел. Часы зафиксировали 17 часов 2 минуты по местному времени.

...когда специалисты раз за разом прослушивали сохранившуюся запись переговоров экипажа в те трагические секунды, то даже видавшие виды эксперты были потрясены необыкновенным спокойствием Виктора Семеновича. В его личном деле есть запись: «В усложненной, аварийной обстановке действует исключительно хладнокровно».

То, что совершили Виктор Оськин и его товарищи по экипажу, называется коротко - подвиг. Не трудно себе представить, чтобы было, если бы на город рухнул горячий самолет. Море огня, мечущиеся в панике люди, оплавленные корпуса автомашин, разрушенные взрывом здания... Именно так мог выглядеть Гомель. Действуй экипаж строго по инструкции, которая предписывала летчикам немедленно покинуть самолет, но в этот раз экипаж «нарушил» инструкцию.

Полгода не дожил Виктор Оськин до 40-летия. За плечами 20 лет летной работы, 1.787 часов налета, в том числе 1.150 на Ту -22. Эти цифры говорят о многом, но не обо всем. Можно налетать и больше, но при этом остаться попутчиком в авиации. Виктор Оськин не был случайным попутчиком в авиации, он был летчиком профессионалом, летчиком-асом. В своем последнем полете, Виктор был в воздухе всего 160 секунд; но именно такими секундами порой оценивается, чего ты стоишь и как летчик, и как человек.

Мы никогда не узнаем, что пережил в те роковые последние секунды, когда падал на землю летчик Виктор Оськин. Он летел вниз, а глазам хотелось в последний раз взглянуть в небо, которое звало и манило к себе...

Земля приняла его в свои объятия. Приняла его, любившего небо, отдавшего ему половину из своих сорока лет. Ему уже никогда не увидеть голубизны неба. И только там, на последнем пристанище, вокруг свежевырытого бугорка, тянутся в высоту, в небесную голубизну, стройные сосны...

На месте гибели Виктора Оськина сделали памятный знак. Невысокое ограждение в виде столбиков с цепями, рядом стоят стол и скамейка. На мраморной глыбе надпись: «Подполковник Оськин Виктор Семёнович. Геройски погиб при выполнении полётного задания».

Указом Президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, подполковнику Виктору Семеновичу Оськину присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Решением Гомельского горсовета депутатов B.C. Оськину присвоено звание Почетного гражданина г. Гомеля (посмертно). Его именем названа одна из улиц в нашем городе. В школьном музее Зябровской средней школы №1 создан стенд, посвященный героическому подвигу летчика, хранятся личные вещи экипажа.

Последнее упокоение Виктор Семенович Оськин нашел на гомельском кладбище «14 -километр» по Черниговскому шоссе, где есть скорбная аллея погибших летчиков.. С черного мраморного памятника смотрит на нас пытливый, пронзительный взгляд. Рядом надпись: «Человек -остановись! Здесь покоится Герой, ценою своей жизни спасший жизнь сотен жителей города Гомеля. Почти его память молчанья минутой».

Учащиеся нашей школы, военнослужащие, жители бывшего военного городка Зябровка, города Гомеля помнят и чтят героический подвиг Героя Российской Федерации - подполковника Виктора Семеновича Оськина.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.