Основные принципы разговора с несовершеннолетним, находящимся
в кризисном состоянии
- Нормализовать собственное эмоциональное состояние.
- Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).
- Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени
и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. - Учитывать, что нотации, уговаривания, менторский тон речи
не эффективны и вредны (учащийся думает в этот момент, взрослый его
не понимает). - Нельзя приглашать на беседу учащегося через третьих лиц. При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).
- Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки
- Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?».
- Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что не хотелось жить/хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
- Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего
не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я понял(а), что ...?». - Расширение перспективы:
- Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации?
- Как ты раньше справлялся с трудностями?
- Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
- Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии
1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, ВУЗ и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»
2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Возможно я не был в такой ситуации и не понимаю тебя сейчас. Объясни мне, пожалуйста,
что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»
Примеры вопросов, используемых в беседе с учащимся имеющим высокий суицидальный риск
- Нужно выяснить, не изменились ли у него привычки сна, еды, не стал ли
он спать меньше обычного или, наоборот, больше обычного, рано просыпаться.
- Какие изменения произошли в последнее время в его жизни? Спросите, пережил ли он недавно какую-то тяжелую потерю: развод родителей, потерю близкого друга, подруги, родителя? Совершал ли в семье кто-то покушение на свою жизнь?
- Что это кризис для него означает?
- Как он раньше разрешал существующие проблемы и почему не получается сейчас?
- Чтобы ему сейчас помогло лучше себя чувствовать?
- С чего бы он начал, если бы хотел что-то изменить?
- Кто может его в этом поддержать?
- Есть ли люди, которым он доверяет, и кто это?
- С чем, по его мнению, связан кризис?
- Нужно спрашивать, думал ли он о самоубийстве? Сам факт вынесения этого вопроса на обсуждение не заставляет подростка думать о суициде. И, конечно, не заставляет его делать это. Если на самом деле у учащегося были суицидальные мысли, то если он расскажет вам об этом, для него, возможно, в этом будет облегчением
- Если учащийся говорил, что он думал о суициде, то спросите, есть ли у него план?
- Если он говорит «да», спросите, есть ли способы приведения его в исполнение?
- Затем спросите: «А что тебя останавливает?» Он может сказать: «Религия, мои родители будет в отчаянии», или: «Я очень боюсь этого шага»
- Нужно спросить напрямую, пытался ли он совершить суицид? И может так случиться, что Вы первый человек, которому он это рассказал.
- Спросите не было ли у него друзей, одногруппников, которые бы совершали покушение на свою жизнь?
- Спросите, что изменится, если он покончит с собой?
Необходимо всегда серьезно относиться к любым угрозам, поэтому необходимо:
говорить с ребенком открыто и прямо;
дать своему собеседнику почувствовать, что вам не все равно что с ним происходит;
слушать с чувством искренности и понимания;
отстаивать свою точку зрения, что самоубийство – это неэффективное решение всех проблем;
прибегнуть к помощи «авторитетных людей» для оказания поддержки ребенку, нуждающемуся в помощи;
заключить «соглашение о не совершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом;
подумать, кто может помочь ребенку: пригласить родителей, школьного воспитателя или психолога, человека, которому ребенок доверяет;
при необходимости пригласить психотерапевта, который может вывести ребенка из кризисного состояния; при осложненных или критических ситуациях доставить его в ближайший психоневрологический центр или больницу;
просто остаться с ребенком рядом; если необходимо уйти, оставить его
на попечение другого взрослого;
попытаться установить, на сколько произошедшая ситуация стала кризисной
и суицидоопасной;
попытаться выявить не только те моральные структуры личности, которые подверглись психотравматизации, но и «зоны сохранной моральной мотивации», которые могут выступить в качестве антисуицидальных факторов (таковыми могут быть чувство долга и ответственности, достоинство, гордость, совесть, стыдливость, стремление избежать негативных санкций и мнений, стремление поддержать собственный престиж и т.д.).
При общении с ребенком, который вызывает у педагога настороженность
не надо делать следующего:
- Не говорить: «Посмотри на все, ради чего ты должен жить».
- Не вдаваться в философские рассуждения, то есть не полемизировать о том, хорошо или плохо совершить самоубийство.
- Не пытаться применять противоречивые психологические приемы
на ребенке, помышляющем о сам убийстве. - Не оставлять там, где находится ребенок, собирающийся совершить самоубийство, предметы, с помощью которых оно возможно.
- Не пытаться выступать в роли судьи.
- Не думать, что ребенок ищет только внимания.
- Не оставлять ребенка одного.
- Не держать в секрете то, о чем вы думаете.