Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С УЧАЩИМИСЯ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ

Дата: 24 марта 2024 в 13:02

Основные принципы разговора с несовершеннолетним, находящимся
в кризисном состоянии

  • Нормализовать собственное эмоциональное состояние.
  • Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени
    и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Учитывать, что нотации, уговаривания, менторский тон речи
    не эффективны и вредны (учащийся думает в этот момент, взрослый его
    не понимает).
  • Нельзя приглашать на беседу учащегося через третьих лиц. При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).
  • Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки

  • Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?».
  • Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что не хотелось жить/хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
  • Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего
    не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я понял(а), что ...?».
  • Расширение перспективы:
  • Давай подумаем, какие могут быть вы­ходы из этой ситуации?
  • Как ты раньше справлялся с трудностями?
  • Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
  • Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, ВУЗ и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Возможно я не был в такой ситуации и не понимаю тебя сейчас. Объясни мне, пожалуйста,
что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»

Примеры вопросов, используемых в беседе с учащимся имеющим высокий суицидальный риск

- Нужно выяснить, не изменились ли у него привычки сна, еды, не стал ли
он спать меньше обычного или, наоборот, больше обычного, рано просыпаться.

- Какие изменения произошли в последнее время в его жизни? Спросите, пережил ли он недавно какую-то тяжелую потерю: развод родителей, потерю близкого друга, подруги, родителя? Совершал ли в семье кто-то покушение на свою жизнь?

- Что это кризис для него означает?

- Как он раньше разрешал существующие проблемы и почему не получается сейчас?

- Чтобы ему сейчас помогло лучше себя чувствовать?

- С чего бы он начал, если бы хотел что-то изменить?

- Кто может его в этом поддержать?

- Есть ли люди, которым он доверяет, и кто это?

- С чем, по его мнению, связан кризис?

- Нужно спрашивать, думал ли он о самоубийстве? Сам факт вынесения этого вопроса на обсуждение не заставляет подростка думать о суициде. И, конечно, не заставляет его делать это. Если на самом деле у учащегося были суицидальные мысли, то если он расскажет вам об этом, для него, возможно, в этом будет облегчением

- Если учащийся говорил, что он думал о суициде, то спросите, есть ли у него план?

- Если он говорит «да», спросите, есть ли способы приведения его в исполнение?

- Затем спросите: «А что тебя останавливает?» Он может сказать: «Религия, мои родители будет в отчаянии», или: «Я очень боюсь этого шага»

- Нужно спросить напрямую, пытался ли он совершить суицид? И может так случиться, что Вы первый человек, которому он это рассказал.

- Спросите не было ли у него друзей, одногруппников, которые бы совершали покушение на свою жизнь?

- Спросите, что изменится, если он покончит с собой?

Необходимо всегда серьезно относиться к любым угрозам, поэтому необходимо:

говорить с ребенком открыто и прямо;

дать своему собеседнику почувствовать, что вам не все равно что с ним происходит;

слушать с чувством искренности и понимания;

отстаивать свою точку зрения, что самоубийство – это неэффективное решение всех проблем;

прибегнуть к помощи «авторитетных людей» для оказания поддержки ребенку, нуждающемуся в помощи;

заключить «соглашение о не совершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом;

подумать, кто может помочь ребенку: пригласить родителей, школьного воспитателя или психолога, человека, которому ребенок доверяет;

при необходимости пригласить психотерапевта, который может вывести ребенка из кризисного состояния; при осложненных или критических ситуациях доставить его в ближайший психоневрологический центр или больницу;

просто остаться с ребенком рядом; если необходимо уйти, оставить его
на попечение другого взрослого;

попытаться установить, на сколько произошедшая ситуация стала кризисной
и суицидоопасной;

попытаться выявить не только те моральные структуры личности, которые подверглись психотравматизации, но и «зоны сохранной моральной мотивации», которые могут выступить в качестве антисуицидальных факторов (таковыми могут быть чувство долга и ответственности, достоинство, гордость, совесть, стыдливость, стремление избежать негативных санкций и мнений, стремление поддержать собственный престиж и т.д.).

При общении с ребенком, который вызывает у педагога настороженность
не надо делать следующего:

  • Не говорить: «Посмотри на все, ради чего ты должен жить».
  • Не вдаваться в философские рассуждения, то есть не полемизировать о том, хорошо или плохо совершить самоубийство.
  • Не пытаться применять противоречивые психологические приемы
    на ребенке, помышляющем о сам убийстве.
  • Не оставлять там, где находится ребенок, собирающийся совершить самоубийство, предметы, с помощью которых оно возможно.
  • Не пытаться выступать в роли судьи.
  • Не думать, что ребенок ищет только внимания.
  • Не оставлять ребенка одного.
  • Не держать в секрете то, о чем вы думаете.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.