Актуальным направлением работы учреждения образования (далее – УО) Республики Беларусь является профилактика суицидоопасного поведения несовершеннолетних и недопущение вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ:
- оптимизация психологического климата;
- повышение компетентности участников образовательного процесса в области общей профилактики;
- предупреждение потенциально возможных ситуаций, связанных
с суицидальной проблематикой.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИКИ:
- содействовать гармонизации социально-психологического климата
в УО; - изучить особенности психолого-педагогического статуса обучающихся, с последующим выявлением обучающихся, нуждающихся в незамедлительной помощи;
- повысить компетентность педагогов и родителей (законных представителей) в области профилактики суицидоопасного поведения, безопасного использования интернет-ресурсов, рисков и угроз, связанных с использованием сети Интернет;
- оказать своевременную, эффективную индивидуально-ориентированную социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь обучающимся, имеющим трудности в социализации, в общении со сверстниками, конфликтные взаимоотношения с родителями и т.д., обратив особое внимание на учащихся, имеющих статус изолированных в классе (группе).
Предотвращение суицидального поведения несовершеннолетних для педагогических и других работников УО является важной задачей, для решения которой НЕОБХОДИМО:
- своевременное выявление обучающихся с факторами высокого риска совершения суицидальных действий, обучающихся, находящихся в трудных жизненных, кризисных ситуациях и пр., и обеспечение их психолого-педагогической поддержкой и психологической помощью;
- профилактика здорового образа жизни;
- формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
- проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания факторов высокого риска суицидальных действий, в т.ч. признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
- оказание помощи в организации учебной деятельности обучающимся
с низкой успеваемостью; - контроль посещаемости учебных занятий и прогулов;
- осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.
УЧАСТНИКИ ПРОФИЛАКТИКИ:
- администрация;
- педагог-психолог, педагог социальный;
- педагогические работники;
- законные представители;
- учащиеся-волонтеры;
- медицинские работники (врач-психиатр-нарколог, врач-психотерапевт, медицинский сотрудник УО, психологи и пр.);
- психологи территориальных центров социального обслуживания населения;
- специалисты органов опеки и попечительства;
- специалисты КДН;
- сотрудники ОВД и др.
При планировании деятельности по формированию ценностного отношения
к жизни и профилактике суицидоопасного поведения среди обучающихся
УО необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами (приложение).
Общая профилактика проводится на протяжении всего учебного года, предназначена для обучающихся всех возрастных категорий.
СИСТЕМА
комплексного, скоординированного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся и на недопущение вовлечения детей
и подростков в активные деструктивные сообщества и игры, в том числе имеющие суицидальный контент
I. Выявление обучающихся с изменениями психоэмоционального состояния, находящихся в кризисном состоянии, трудной жизненной ситуации, склонных к суицидоопасному поведению
- Наблюдение, беседы (педагог-психолог, педагог социальный, классные руководители, кураторы, мастера, учителя-предметники, одноклассники/одногруппники, законные представители).
- Мониторинг социальных групп в Интернете.
- Психодиагностическое обследование (педагог-психолог):
до 1 декабря (не реже одного раза в год) – выявление факторов высокого риска суицидального поведения обучающихся;
изучение особенностей социально-психологического статуса и особенностей адаптации обучающихся;
в течение учебного года - по изучению особенностей социально-психологического климата коллективов педагогических работников
и обучающихся;
в рамках социальных расследований (независимо от критериев и показателей СОП) и сопровождения несовершеннолетних ИПР, КР - выявление склонности
к суицидальному поведению;
при необходимости - оценка патохарактерологических особенностей (неустойчивости типа акцентуации в сочетании с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным), уровня тревожности
и агрессивности, степени дезодаптации и суицидального риска);
после реализации комплекса мер для преодоления кризисной ситуации -повторная диагностика наличия риска суицидальных действий.
II. Предоставление рекомендаций родителям, педагогам по результатам диагностики
III. Выделение обучающихся, имеющихся суицидальный риск, ведение банка данных о детях группы суицидального риска и «Журнала учета информации
о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент»
IV. Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения обучающегося группы суицидального риска (определение ориентировочных сроков кризисной поддержки, отслеживание психоэмоционального состояния, индивидуальная работа с ребенком и его законными представителями, групповая работа с учебным коллективом, вовлечение обучающегося в тренинги, др. формы групповой работы и пр.)
V. Повышение компетентности законных представителей и педагогов в области профилактики суицидоопасного поведения и безопасного использования интернет-ресурсов, рисков и угроз, связанных
с использованием сети Интернет
Информационно-просветительская работа (выступления на родительских собраниях) с привлечением сотрудников ОВД и специалистов организаций здравоохранения по освещению вопросов правовой ответственности и безопасного нахождения обучающихся в интернет-пространстве, возникновения и медико-социальных последствий игровой зависимости в молодежной среде, личностных расстройств и суицидального риска несовершеннолетних, депрессии; оказания помощи подросткам, находящимся в состоянии острого кризиса; организации работы номеров «Телефона доверия», «Горячих линий»; психологического здоровья детей, о возможности получения консультативной психологической помощи и др.).
Психологическое консультирование родителей и педагогических работников (индивидуальное, групповое, по запросу).
Разработка памяток («Маркеры суицидального состояния», «Факторы суицидального риска», «Что делать, если учащийся высказывает суицидальные намерения», «Как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что с этим делать, в какие службы можно обратиться за помощью и т.п.)
Размещение информации на стендах, онлайн платформах.
Проведение тренинга для педагогов по повышению компетентности в области возможных мотивов совершения суицидов и суицидальных действий, факторов риска суицидоопасного поведения и распознавания маркеров суицидального риска
VI. Факультативные занятия, направленные на освоение учащимися базовых общечеловеческих ценностей, приемов и способов самопознания и познания других людей, умений взаимодействовать с близкими и широким социумом, на знание своих личностных особенностей, на знание маркеров и признаков кризисных ситуаций и т.д.
VII. Отимизация психологического климата, создание дружественной и безопасной среды в УО
Проведение тренингов с обучающимися:
по обучению основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, социальным навыкам и умениям преодоления стресса; обучению навыкам конструктивного разрешения конфликтов;
ассертивного поведения и уверенности в себе, выработки мотивации достижения успеха;
личностного роста;
сплочения и коммуникативной компетентности в классах (группах).
Проведение групповых занятий по профилактике эмоционального выгорания для педагогов.
Проведение классных (кураторских часов) по формированию жизнестойкости и ценностного отношения к жизни, досуговых мероприятий в классах (группах), общешкольных (общеучрежденческих) мероприятий, акций, флеш-мобов, конкурсов, круглых столов, диспутов и т.п
Например. Классные часы «Жизнь прекрасна» (цикл занятий, посвященных жизненным ценностям); акции и флеш-мобы «Мы голосуем за жизнь!», «Улыбка», «Жизнь замечательных людей», «День без конфликтов»; конкурс фотографий (темы жизненных ценностей); диспут «От противостояний к пониманию!», совместные уроки с учителями истории, русского языка и литературы
по произведениям потов серебряного века, по пьесе Уильями Шекспира «Ромео
и Джульетта» или драме Александра Островского «Гроза».
VIII. Обучение волонтеров-медиаторов из числа активных и инициативных учащихся по оказанию кризисной помощи сверстникам (антикризисные, информационные волонтерские объединения ) и т.д.
IX. Проведение месячника по профилактике кризисного состояния (суицидального поведения) несовершеннолетних, акции «Неделя психологии», областного профилактического марафона «Старт на безопасность!» (сентябрь)
Руководитель, заместитель руководителя по воспитательной работе:
- отвечают, в первую очередь, за создание в УО системы комплексного, скоординированного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся и на недопущение вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры, в том числе имеющие суицидальный контент;
- обеспечивают хранение «Журнала учета информации
о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент» в условиях, гарантирующих конфиденциальность
и невозможность доступа к нему лиц, не имеющих соответствующего разрешения; - в течение 3 рабочих дней с момента поступления информации знакомит законных представителей несовершеннолетнего с полученной информацией
и информирует в установленном законодательством порядке о возможности:
получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в УО, или СПЦ (района, области);
получения психиатрической, в том числе психотерапевтической помощи
в организациях здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;
ограничения доступа к информации сети Интернет, которая может причинить вред психическому и психологическому здоровью несовершеннолетнего.