Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Работа классного руководителя по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Дата: 22 сентября 2023 в 13:01, Обновлено 20 октября 2024 в 11:14

    ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПЕДАГОГУ  О СУИЦИДАХ?

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели.

Парасуицид (Kreitman N., 1969, 1970) — несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. По определению ВОЗ (1982) парасуицид - синоним суицидальной попытки. N. Kreitman определял парасуицид как призыв о помощи, способ воздействия на окружающих с целью изменения сложившейся ситуации, и относил к ним суицидальные акты с истинным намерением умереть, но не закончившиеся смертью.

Суицидальное поведение — стремление человека покончить жизнь самоубийством.


                                                             Классификация

• Прямое суицидальное поведение — суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершённые суициды.

• Непрямое суицидальное поведение — подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть (алкогольные эксцессы и злоупотребление психоактивными веществами, злостное курение, переедание, голодание, злостные нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, делинквентное  поведение, некоторые экстремальные виды спорта).

                 Возрастные особенности суицидального поведения

Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку.

В подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия, их основой является экзистенциальный кризис, обусловленный психологической депривацией.

В молодом возрасте наиболее часто встречаются суицидальные попытки (100:1 по отношению к самоубийствам), значительно чаще их совершают девушки (10:1 по отношению к юношам). В подавляющем большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловлены разрывом отношений или ссорой с партнером.

                       Факторы и ситуации суицидального риска

Суицидальное поведение у детей и подростков зачастую вызвано сложной мотивацией, и включает:

  • Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление психоактивными веществами.
  • Расстройство настроения и тревожное состояние, побеги из дома, чувство безнадежности также увеличивают риск совершения попыток самоубийства.
  • Крушение романтических отношений.
  • Неспособность справиться с трудностями учебной программы и иные жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу.
  • Заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.
  • Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.
  • У подростков такие факторы, как психические заболевания в семье наряду с нездоровыми семейными отношениями, пренебрежение и жестокое обращение, отсутствие любви и заботы в детстве могут потенциально увеличить риск суицида.
  • В совершенных самоубийствах молодежи можно отметить более высокий процент психиатрических заболеваний в семье, недостаток поддержки семьи, суицидальные идеи или суицидальное поведение в прошлом, проблемы с соблюдением дисциплины или с правоохранительными органами.
  • Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых.
  • Дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи тоже существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.
  • Среди подростков в возрасте 14 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств.
  • С диагнозом расстройство личности совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза, и порядка 80% совершивших самоубийство подросткам можно было бы поставить диагноз посттравматического стресса, или проявления симптомов насилия и агрессии. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности как импульсивность-агрессивность, негативная аффективность, депрессивность со склонностью к навязчивостям.
  • Предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме того, среди ведущих факторов риска можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства.

Иными словами, самая большая степень риска – это когда у человека есть средства, возможность и конкретный план совершения самоубийства на фоне отсутствия сдерживающей силы.

   

                            Способы информирования о намерении суицида

Можно выделить четыре вида информирования о суициде:

1. Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.

2. Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).

3. Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).

4. Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).

                          Маркеры суицидального состояния

  • Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь».
  • Фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение.
  • Активная предварительная подготовка к  выбранному способу совершения суицида  (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).
  • Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств.
  • Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.
  • Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков  страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности,  уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие.
  • Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «Мое окружение», потеря перспективы будущего.
  • Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами.
  • Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.
  • Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение  домашних заданий.
  • Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами.
  • Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость.
  • Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы, о которых в том числе могут сообщить родители.

  • Часто грустное настроение, периодический плач.
  • Безнадежность и беспомощность.
  • Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.
  • Поглощенность темой смерти.
  • Постоянная скука.
  • Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях.
  • Пропуск школы или плохая успеваемость.
  • Деструктивное поведение.
  • Низкая самооценка и чувство вины.
  • Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам.
  • Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.
  • Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль.
  • Сложности концентрации внимания.
  • Значительные изменения сна и аппетита.

Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.

                      Примерная шкала оценки суицидального риска

                                          (рекомендации ВОЗ)

1. Риск отсутствует. По сути, риска нанесения себе вреда (членовредительства) не существует.

2. Незначительный. Суицидальные идеи ограничены, нет твердых планов или подготовки к нанесению себе вреда, известно всего лишь несколько факторов риска. Намерение совершить самоубийство не очевидно, но суицидальные идеи присутствуют. У индивидуума нет определенных планов и не было попыток самоубийства в прошлом.

3. Умеренный. На лицо твердые планы и подготовка с заметным присутствием суицидальных идей, возможно наличие попыток суицида в прошлом, и, по крайней мере, два дополнительных фактора риска. Или, при наличии более одного фактора риска суицида, присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается наличие четкого плана. Присутствует мотивация улучшить, по возможности, свое текущее эмоциональное состояние и психологический статус.

4. Высокий. Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить себе вред, или известно, что у индивидуума были многочисленные попытки самоубийства в прошлом, наличие двух или более факторов риска. Суицидальные идеи и намерения вербализуются наряду с хорошо продуманным планом и средствами для выполнения этого плана. Индивидуум проявляет когнитивную жесткость и отсутствие надежд на будущее, отвергает предлагаемую социальную поддержку.

Работа классного руководителя по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является рост самоубийств среди молодежи. Причины отклонений в их поведении возникают как результат усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля родителей за поведением подростков, отсутствия контакта между родителями и детьми, увеличение числа разводов родителей.                                                                              В Беларуси частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 12157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Материалы уголовных дел и проверок обстоятельств  причин самоубийств несовершеннолетних, свидетельствуют о том, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Часто причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе. Поэтому особенно важно принять меры по формированию благоприятных взаимоотношений в классных коллективах, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Подростковой суицид имеет две характерные особенности. Во-первых, отсутствие реального желания и четко обозначенного мотива совершения самоубийства. Подростки не могут четко объяснить причину, по которой они решили совершить самоубийство (причина суицида воспримется подростком как тяготящая его проблема, разрешить которую не представляется возможным). Обычно их объяснение суицидального намерения ограничивается лаконичной фразой «Просто надоело жить». Во-вторых, отсутствие умения делиться своими переживаниями, подробно рассказать о них, и как следствие этого - неспособность их отреагировать. Невысказанные негативные чувства, не нашедшие пути выхода, накапливаются и так уже в болезненной душе подростка, что только усиливает депрессивное состояние ребенка. Участникам воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях необходимо проводить профилактическую работу, направленную на стабилизацию провокационных ситуаций и недопущение случаев суицидов и парасуицидов среди учащейся молодежи.

Основным направлением профилактики самоубийств среди учащихся является просвещение педагогов, родителей и самих учащихся учреждений образования, в результате которого необходимо нацеливать взрослых на внимательное и чуткое отношение к детям и молодежи, а учащихся - на формирование активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций в жизни.

С этой целью с подростками рекомендуется проведение следующих мероприятий:

  • Организация часов общения «Цель жизни», «Жизнь человеку только раз дается», « Не навреди своему здоровью» и др.;
  • Проведение дискуссий «Всегда ли есть выход из трудной жизненной ситуации?», « Смысл жизни. В чем он?» и др.;
  • Конкурсы сочинений, например, о смысле жизни по таким темам: «Несколько слов о поиске смысла жизни», «Классики литературы о смысле жизни» и др.
  • Семейные спартакиады – «Я и моя семья».
  • Диспуты или диспуты-практикумы, например, «Пять первых шагов самоусовершенствования»;
  • Дискуссии: «», «Роль отца в воспитании детей», «Кто главный  в семье?», «В чем сила слабого и сильного пола» и др.
  • Практикумы «Подари улыбку другу»
  • Круглые столы «Я в этом мире не один», «Экстремальная ситуация. Как себя вести?» , «Я живой», «Ответственное поведение – мой выбор!», «Молодежь против суицида», «Одиночество – проблема современности», «Я в этом мире не один», «Я против наркотиков», и т.д.
  • Организация встреч учащихся школы с представителями Православной Церкви «В чем ценность человеческой жизни», «Библия о жизни и смерти»;
  • Организация встреч учащихся с медицинскими работниками по профилактике самоубийств (психологом, наркологом, подростковым гинекологом);
  • Организация встреч учащихся с инспекторами ИДН;
  • Демонстрация видеороликов по профилактике противоправного поведения с последующим обсуждением.

Также необходимо проводить работу с родителя по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

В практике работы с родителями возможно использование следующих форм работы:

1. Родительские собрания.

2. Диспуты.

3. Индивидуальные консультации педагога.

4. Тематические консультации.

5. Родительские чтения.

6. Родительские вечера циклы просветительских программ «Университета для родителей» по вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми.

7. Тренинги по обучению конструктивному взаимодействию родителей с детьми.

Цель работы с родителями заключается в том, что бы заставить их обратить внимание на своих детей, задуматься о своих взаимоотношениях с детьми, оценить насколько они близки и доверительны, а не закрыть доступ к интернету, социальным сетям и прочитать лекцию на повышенных тонах! Успешность профилактических мероприятий с детьми на прямую зависит от того, насколько дети доверяют родителям и могут поделиться тем, что их беспокоит.

Помните «Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы!» 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.